Понедельник, 06.07.2020

Пламя Победы
Меню сайта
Категории раздела
Сквозь пламя войны. Книга. 2005 г. [57]
Наш видеозал [22]
Пламя Победы. Том 1. [57]
Трехтомник рассказывает о казахстанцах – участниках Великой Отечественной войны.
Книги о войне [1]
Пламя Победы. Том 2 [76]
Пламя Победы. Том 3 [21]
Мои предки на далекой войне [4]
Юное поколение - о своих родных, воевавших на войне.
Социальные закладк
Форма входа
Главная » Файлы » Пламя Победы. Том 2

Оксана БОНДАРЕНКО ЖИЗНЬ МЕЖ ДВУХ СТИХИЙ
04.03.2020, 07:25

Оксана БОНДАРЕНКО ЖИЗНЬ МЕЖ ДВУХ СТИХИЙ

Так случилось, что жизнь его была связана с двумя сти­хиями – водой и огнем. В ноябре 1941 года Алексею Безруку было 18 лет.

Он окончил Всесоюзную шко­лу фабрично-заводского обучения (ФЗО). И вскоре стал работать то­карем третьего разряда в городе Баку на заводе имени Кирова.

«Уже почти год шла война, – вспоминает ветеран, – мы с друзья- ми слушали сводки по радио, и так тяжело было. Там, на фронте, люди воевали, защищали Родину, а мы в тылу сидели. Пришли к воен­кому, стали проситься на фронт. Он ответил, что как только будет набор, нас позовут. Позвали через месяц. Во время прохожде­ния комиссии я заметил моряка, капитана второго ранга. Подо­шел к нему и говорю: «Мне понравилась форма. Я хочу служить в морфлоте». Капитан засмеялся, но пошел осведомиться о моем здоровье. Ему ответили, что меня можно хоть на луну посылать.

Так, 20 мая 1942 года я стал моряком. Окончил курсы подво­дного плаванья, получил специальность «электрик-подводник» и направление на Черноморский флот на гвардейскую подводную лодку Щука №215. Вскоре нас отправили на задание».

ЧТО ТАКОЕ СТРАХ

Оказаться под толщей воды в замкнутом пространстве пер­вое время было очень тяжело. Болели суставы, кружилась го­лова, сердце, казалось, стремится выскочить. О состоянии но­вичка доложили капитану. Он пришел и говорит: «Не переживай, матрос, все будет в порядке. Я тоже все это испытал, а теперь, видишь, лодкой командую». Действительно, через пару дней са­мочувствие наладилось. В этот поход «щука» потопила герман­ский корабль, который шел на Украину. Потом был месяц отдыха, и лодка снова вышла на боевое задание.

– Особенно запомнились два случая, – признался Алексей Евсеевич. – Однажды мы потопили один из двух вражеских ко­раблей, которые везли оружие, боеприпасы, солдат, продукты. Второй начал нас бомбить. Два раза промахнулся, тогда я по­нял, что такое «страшно» и как с этим бороться. Страшно, когда понимаешь, что от тебя ничего не зависит, а бороться со стра­хом надо все равно, пытаясь что-то сделать, а что мог сделать я, только выполнять приказы командира. Второй раз дело было под Севастополем. Нас послали атаковать конвой фашистов. Выпустили торпеды, услышали взрыв – значит, попали. И вдруг нас начали бомбить. Мы оказались в ловушке. С одной сторо­ны близкий берег, с другой – минное поле, с третьей – против­ник. Двигаться некуда. Командир решил идти под минное поле. Погрузились на 100 метров и двинулись тихим ходом, чтобы не задеть мину. Казалось, сердце машины и наши сердца бились в унисон – мы стали единым организмом. Напряжение было огром­ным. Шли почти бесшумно. Звук дает вибрацию корпуса, а зна­чит, мог спровоцировать взрыв. Как говорится: «Случай ли вы­ручил, бог ли помог….» Благополучно вышли по другую сторону минного поля».

На флоте Алексей Евсеевич прослужил шесть лет. Четыре года на Черноморском, год – на Балтике, и еще год на Северном флоте за Мурманском. Демобилизовался в конце марта 1948 года. Силу водной стихии он почувствовал на себе, но не знал тогда, что она станет в дальнейшем его помощницей.

БЕГОМ НА ПОЖАР

Приехал в Одессу, надо было искать работу. Хотел устро­иться в торговый флот – интересно было мир посмотреть. Прошел комиссию, но оказалось, что беспартийных за грани­цу не выпускают, сказали – доверия нет. «Как же так? – думал Безрук, – защищать Родину доверяли, а ехать за границу – нет…» Пошел Алексей Евсеевич на судостроительный завод, ему говорят: «С удовольствием возьмем, только прописка нужна». В ми­лиции прописывать отказали. Вышел герой-подводник на улицу и увидел в сквере на скамейке мирно беседовавших пожарного и милиционера. Алексей подошел к ним, рассказал свою ситуацию и попросил совета. Они и объяснили, что работу в Одессе найти можно только в милиции или в пожарной охране. Это тоже оказа­лось непросто. Полковник, который принял документы у моряка, сразу сказал ему, что сначала его документы пройдут проверку, на предмет подлинности, затем будет выясняться, как вели себя, его родители на оккупированной территории, а вдруг сотрудни­чали с фашистами? Проверка прошла успешно. Родители оказа­лись Родине верны, мало того, два брата Алексея тоже воевали на фронте, защищая Родину. Так бывший подводник с 15 июня 1948 года стал пожарным. Он окончил сержантскую школу, затем пожарно-техническое училище МВД. В начале 50-х его направи­ли в столицу Казахстана Алма-Ату. Уже в нашем городе Алексей Евсеевич от начальника караула дослужился до начальника ча­сти. В то время в Алма-Ате было много каркасно-камышитовых домов и пожары случались раз по пять в сутки. Много трагедий пришлось увидеть борцу с огненной стихией, много слез и смер­тей. Все крупные пожары он знает наперечет. И еще, Алексей Евсеевич считает, что в работе подводника и пожарного гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Это – точное выполнение указаний командира и полная уверенность в тех, кто находится рядом с тобой.

Алексей Безрук озвучил один факт, о котором нигде не гово­рилось. Оказывается, в те годы в пожарных частях легковых авто­мобилей не было. Если пожар случался ночью, спецмашины от­правляли по вызову, начальнику части майору Безруку звонили домой, и в любой конец города ему приходилось добираться, как придется, часто бежать на своих двоих. «Однажды, – вспоминает Алексей Евсеевич, – на тушение приехал начальник управления пожарной охраны республики. Я как раз только прибежал, потный, задыхаюсь и с ходу говорю ему: «Как вы думаете, насколько те­перь, пробежав семь километров, я смогу быть полезен здесь, на тушении?» И попросил, чтобы нам выделили машину. Он обер­нулся к начальнику городской службы и говорит: «Примите к све­дению». Однако еще на долгие годы все осталось по-прежнему».

Лучший работник пожарной охраны МВД СССР Алексей Евсеевич Безрук прослужил в третьей пожарной части города Алма-Аты до декабря 1975 года и вышел на пенсию, когда ему было присвоено звание подполковника. После этого еще 23 года работал в пожарной охране предприятий: на мехкомбинате, де­ревообрабатывающем комбинате, на ВДНХ и в Государственном музее.

Человек он веселый, общительный, замечательный рас­сказчик, поэтому его с удовольствием приглашают на встречи с молодыми ребятами, чтобы поделился опытом. А опыта в обще­нии со стихиями ему не занимать.

ИСТОРИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

Лодка «Щ-215», или, как ее называли, «Щука» спущена на воду 11 января 1937 года. В апреле 1939 года была за­числена в состав Черноморского флота. В начале Великой Отечественной войны входила в 4-й дивизион подводных лодок, базировавшийся в Севастополе.

За годы войны «Щ-215» совершила 14 боевых и один транспортный поход, произвела 8 торпедных атак с вы­пуском 24 торпед, потопила пять судов.  

Категория: Пламя Победы. Том 2 | Добавил: Людмила | Теги: Алексей Евсеевич Безрук
Просмотров: 105 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Нас считают
Теги
Поиск
Copyright Журнал "Нива" © 2020
Создать бесплатный сайт с uCoz