Суббота, 04.04.2020

Пламя Победы
Меню сайта
Категории раздела
Сквозь пламя войны. Книга. 2005 г. [57]
Наш видеозал [22]
Пламя Победы. Том 1. [57]
Трехтомник рассказывает о казахстанцах – участниках Великой Отечественной войны.
Книги о войне [1]
Пламя Победы. Том 2 [76]
Социальные закладк
Форма входа
Главная » Файлы » Пламя Победы. Том 1.

ДНИ И НОЧИ ВОЙНЫ ИВАНА ПАВЛОВА
01.02.2020, 01:31

ДНИ И НОЧИ ВОЙНЫ ИВАНА ПАВЛОВА

Николай АНДРЕЕВ, Владимир ОВСЯННИКОВ

Дважды Герой Советского Союза Иван Фомич Павлов совершил 248 боевых вылетов, показав высокое мастер­ство отважного штурмовика, искусного разведчика и до­блестного командира.

Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Навечно зачислен в списки воинской части. Бронзовый бюст установлен в Костанае.

Фронтовая юность Павлова началась в период Ржевской опе­рации, вошедшей славной боевой страницей в его биографию. Летом 1942 года в 6-й Гвардейский отдель­ный штурмовой авиационный полк 3-й Воздушной армии Калининского фронта, базировавшийся на одном из подмосковных аэродромов, при­был выпускник Чкаловской военной авиационной школы пилотов, за­стенчивый 20-летний юноша с мяг­кой, добродушной улыбкой.

У него, как и многих его свер­стников, была самая обычная био­графия. Учился в индустриальном техникуме и, свернув по окончании занятий конспекты по литейному делу, спешил в другой конец го­рода – на лётное поле к самолётам. Потом было военное учили­ще, потом – фронт...

В последующие дни Павлов по установленному для нович­ков в полку порядку прошёл серию вывозных полётов. Вскоре со­стоялся первый его бой и первая встреча с врагом.

В паре с опытным лётчиком лейтенантом Дубенсковым он вылетел на воздушную разведку. Самолёты набрали высоту и взяли курс на северо-запад. Внизу мелькали перелески, извили­стые ленты рек, поля. Но вот под плоскостью самолёта показалась охваченная огнём деревушка, зигзаги окопов и ходов сообщения, окутанные дымом. Сбоку и спереди стали вспыхивать и рассеи­ваться белые густые облачка.

– Заградительный зенитный огонь, – пояснил по радио Павлову ведущий. – Внимание, следуй за мной!

Штурмовик ведущего резко пошёл на снижение, изменил курс и нырнул в облака. Копируя действия Дубенскова, то же са­мое сделал и Павлов. Когда лётчики вышли из облачности, раз­рывы зенитных снарядов остались далеко позади.

Через 15 минут полёта пара штурмовиков появилась в райо­не рощи «Круглая», где, по данным разведки, противник накапли­вал крупные резервы. Задание Дубенскова состояло в том, чтобы сфотографировать этот район, а Павлов должен был прикрыть ве­дущего, если он будет атакован истребителями противника.

Строго выдерживая курс и высоту, Дубенсков включил фотоаппарат, объектив которого запечатлел замаскированные танки, автомашины и артиллерийские орудия. Задание было вы­полнено, и можно было возвращаться на свой аэродром.

Внезапное появление пары советских штурмовиков заста­вило врагов броситься в щели и укрытия. Впервые Павлов уви­дел противника и не выдержал... Пикируя, он открыл огонь из всех пушек и пулемётов. Эта первая штурмовка вызвала бое­вой азарт у лётчика. Он видел результаты своей атаки, сполна оценил силу и огневую мощь вверенного ему боевого самолё­та. Однако после посадки командир эскадрильи сделал Павлову строгое внушение:

– Вы оставили своего ведущего без прикрытия, нарушили боевой порядок, кроме того, рисковали собой и машиной...

Лётчик правильно воспринял замечание. Он понял суровое фронтовое правило взаимной выручки в бою и сделал ещё один вывод для себя из своей первой атаки – нужно настойчиво учить­ся, чтобы стать мастером своего дела.

Вскоре сержанту Павлову довелось в четвёрке «Илов» штурмовать штаб крупного соединения врага. Отбиваясь от атак истребителей противника, Павлов одержал свою первую победу в воздушном бою – сбил вражеский самолёт.

…Росло боевое мастерство лётчика, множился счёт его по­бед. Немало пришлось поработать под Сталинградом штурмовикам эскадрильи И.Ф. Павлова в те дни, когда наши войска перешли в решительное наступление по всему фронту. «Ильюшины», что на­зывается, «ходили в штыковую атаку» с воздуха, стараясь как можно точнее поразить противника. Не случайно наши пехотинцы так лю­били свои «летающие танки», их характерный атакующий строй. С появлением над полем боя штурмовиков солдаты увереннее шли на врага, зная, что их боевые товарищи в воздухе не подведут. А когда штурмовики, возвращаясь с боевого задания, пролетали над пози­циями наших войск, в знак приветствия в воздух взлетали десятки шапок: пехота благодарила своих товарищей по оружию.

Искусством противозенитного маневра и тактикой боёв с истребителями противника Павлов овладел в небе над Ржевом, там он одержал свою первую воздушную победу.

После разгрома немецких войск на Курской дуге разгоре­лись бои и на Смоленском направлении. …В конце сентября 1943 года немцы были полностью изгнаны из Смоленской области, во­йска Калининского фронта освободили город Сураж Витебской об­ласти и вступили на землю Белоруссии. К этому времени мастер штурмовок гвардии старший лейтенант И.Ф. Павлов совершил 127 боевых вылетов, успешно выполняя самые ответственные за­дания. Кроме того, в воздушных боях он сбил лично 3 самолёта врага. 5 февраля 1944 года однополчане горячо поздравили Ивана Павлова с присвоением ему звания Героя Советского Союза.

САМОЛЕТ В ПОДАРОК

Узнав о замечательных боевых делах своего земляка, представители далёкого казахстанского города Кустаная вручили Павлову и его друзьям новенькие «Илы», построенные на собранные средства трудящихся. Эти машины были вручены лучшим лётчикам звена Анатолия Смирнова. А Иван Павлов получил именную машину с надписью во весь борт: «Герою Советского Союза т. Павлову от трудящихся г. Кустанай».

Уже на аэродроме художник дорисовал 4 небольшие звезды – по числу сбитых экипажем немецких самолётов. Спустя некоторое время Иван Павлов писал землякам на родину: «Сегодня мы можем сообщить, что лётчики звена А. Смирнова на ваших самолётах совершили уже 50 боевых вылетов. Штурмовики уничтожили 8 танков, 32 автомашины, истребили до 300 фашистских солдат и офицеров, подавили огонь 6 артиллерийских и минометных батарей, в воздушных боях сбили 3 «Фокке-Вульфа-190».

Из скромности Иван Фомич не написал, какой тяжёлый бой недавно выдержал он сам. Его группа состояла из 7 экипажей. Выйдя на цель, находившуюся в 8 километрах восточнее горо­да Бауска, штурмовики на высоте 800 метров были атакованы 18 немецкими истребителями. Первая группа «фоккеров» заходила справа сверху, вторая – снизу сзади, третья – справа под ракурсом 4/4. Капитан Павлов мгновенно оценил обстановку, выбрал наибо­лее выгодный маневр. Наши самолёты встали в круг и по спирали начали снижаться к земле, чтобы не дать возможности противнику атаковать снизу – ударить в самое уязвимое место «Илов».

Тактический приём удался. Атака не принесла врагу успе­ха. Более того, он недосчитался одного самолёта, который был сбит воздушным стрелком экипажа Павлова старшим сержантом Г.И. Мамыриным. Еще один истребитель был подожжен Пав- ловым. Снижаясь, штурмовики оттягивали врага в глубь нашей территории. Каждый экипаж знал свою задачу – одни отражали нападение FW-190 сверху, другие – снизу. Решающую роль в достижении успеха сыграли высокая выучка советских лётчиков, их чувство локтя в бою, огневая мощь и хорошая защищенность «крылатых танков»

Эскадрильей отважных звали в прославленном авиацион­ном полку дружный коллектив, во главе которого стоял молодой офицер Иван Павлов. Наиболее сложные задачи обычно выпа­дали на его долю.

Особенным напряжением отличалась боевая работа лёт­чиков штурмовой авиации в период стремительного наступле­ния советских войск 1-го Прибалтийского фронта. Это была са­мая горячая пора и для эскадрильи Павлова. Ежедневно пило­ты совершали по 4 – 5 боевых вылетов. В ту пору линия боевого соприкосновения наших и вражеских войск менялась по не­скольку раз в сутки. От лётчиков требовалась особая точность и мастерство, чтобы по ошибке не ударить по своим. И это им удавалось.

Советские войска, наступая на Рижском направлении, продолжали теснить противника к морю. Однако враг, подтя­нув резервы, оказывал ожесточённое сопротивление. Стремясь укрепить свои позиции в Прибалтике и не пропустить наши во­йска к границам Восточной Пруссии, противник в течение авгу­ста предпринял ряд мощных контрударов крупными танковыми группировками.

Лётчики-штурмовики работали с большим напряжением. К октябрю 1944 года командир эскадрильи 6-го Гвардейского от­дельного штурмового авиационного полка 3-й Воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта гвардии капитан И. Ф. Павлов со­вершил ещё 77 боевых вылетов.

За образцовое выполнение заданий командования Указом Президиума Верховного Совета СССР в феврале 1945 года, во время ожесточённых боёв в Восточной Пруссии, гвардии капи­тану И. Ф. Павлову была вручена вторая Золотая Звезда Героя Советского Союза.

А летом – 24 июня 1945 года – вместе с однополчанами Иван Фомич торжественно проходил по Красной площади на Параде Победы мимо трибуны Мавзолея, мимо груды повер­женных знамён разгромленной фашистской армии.

После войны гвардии майор И. Ф. Павлов успешно окон­чил Военную академию имени М. В. Фрунзе и служил команди­ром авиаполка в Прикарпатском военном округе. Там в ночном полёте, осваивая новую реактивную машину, он погиб 12 октя­бря 1950 года.

Категория: Пламя Победы. Том 1. | Добавил: Людмила | Теги: Иван Павлов
Просмотров: 63 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Нас считают
Теги
Поиск
Copyright Журнал "Нива" © 2020
Создать бесплатный сайт с uCoz